Двигательная активность и здоровье ребенка
В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в движениях. Задача родителей создать необходимые условия для оптимальной двигательной активности. Почему это так важно? Дело в том, что недостаток движений особенно отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его сердечнососудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ, деятельность опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вашему ребенку 5 лет, через год он идет в школу. Занятия в школе и необходимость продолжительное время сидеть за партой могут привести к ограничению двигательной активности ребенка. Закономерно встает вопрос — как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание в семье?
Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть на воздухе, в движении. Ежедневные подвижные игры — обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.
В выходные дни и, особенно во время отпуска, когда ребенок остается с вами, необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним на лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья ребенка, но и для вашего. Прогулка — это ваше время общения, и помните время, затраченное на нес «не пропадет даром» ни для здоровья, ни для настроения. Не упускайте эту возможность!
Ученые установили, что ребенок 5 7 лет должен делать 13 — 17 тысяч шагов, находиться в движении 2,5 3,5 часа. 13 это количество входит не только ходьба, но и бет. и прыжки, и другие виды движений.
Привлекайте детей к посильной для них работе. Пусть сначала у них получается не очень хорошо, постепенно они научатся выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых навыков, и в ТО же время является одной из форм двигательной активности.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость, быстроту, силу и выносливость, но способствуют воспитанию таких важных черт характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни эти качества будут очень полезны.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и развитием ребенка, способностью ею организма оказывать сопротивление болезням. Вот почему активные дети болеют реже.
Родители помните! Физические упражнения, подвижные игры на воздухе -мощное средство укрепления здоровья Вашего ребенка!
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня
Двигательный режим в дошкольных учреждения складывается из организованной и самостоятельной форм двигательной деятельности.
Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные моменты:
1. Организация физкультурно-игровой среды (достаточное пространство для движений, разнообразие, достаточное количество, частую сменяемость физкультурных пособий и двигательных игрушек).
2. Закрепление в распорядке дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в обязательном порядке во время утреннего приёма, до и между занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и семье.
3. Владение воспитателем специальными (опосредованными) методами активизации двигательной активности детей. Важно уметь:
— наблюдая за детьми, видеть каждого. В процессе наблюдения следует особое внимание обратить на малоподвижных и гиперподвижных детей, на разнообразие движений, умение трансформировать их в игровую деятельность;
— предусмотреть каждому из детей место для движений, оберегать это пространство;
— привлекать детей к размещению физкультурных пособий в групповой комнате, на участке детского сада, стимулируя этим желание двигаться;
— снять напряжение, скованность отдельных детей похвалой, совместным движением, помочь выбрать пособие и место для движений;
— без навязывания объединять в совместной деятельности детей разной подвижности, предоставив один предмет (мяч, скакалку, обруч) на двоих;
— обыгрывать все новые игрушки и физкультурные пособия, ведя совместный поиск различных видов и способов движений. Например, по доске можно ходить, бегать, прыгать, ползать, прокатывать мяч. Доска может быть по — разному размещена в пространстве (под углом, боком, на кубиках), что требует других сочетаний движений;
— При знакомстве с новой игрушкой показать в первую очередь: малоподвижным детям – несложные активные движения по перемещению в пространстве, гиперактивным – более сложные, требующие точности, сдержанности, осторожности (упражнения в равновесии, все виды лазанья, бег по ограниченной площади и т.п.);
— отдавать предпочтение сборно-разборным пособиям и конструкциям, стимулирующим выбор способа действий, чаще менять их расположение в пространстве, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня;
— никогда не ограничивать подвижность гиперподвижного ребёнка – необходимо внести в бесцельный бег сюжет, содержание, мотивацию;
— иногда включаться в совместную игру с кем-либо из детей или показать пример движений с игрушкой, предметом, пособием;
— периодически строить вместе с детьми «полосы препятствий» из всего имеющегося в распоряжении материала и преодолевать их по-разному;
— обогащать сюжетно-ролевые игры разнообразными видами и способами всех основных движений.
При организации самостоятельной двигательной деятельности рекомендуется использовать нестандартное физкультурное оборудование.